Санкт-Петербург +7 (812) 309-81-18        





Техническая поддержка «Миаком Инжиниринг»

Немного о системном подходе

Обсуждаемые темы:


Страницы: 1
Ответить
RSS
Немного о системном подходе
 
«В теории зернистых сред Кандауров И.И. применил системный подход…» - подобную фразу довольно часто можно прочесть в различных научных статьях, книгах и т.д. Давайте попробуем разобраться - что же такое система и почему обязательно нужно учитывать системность в зернистых средах (и не только!).
Не вдаваясь в подробности данного понятия, ограничимся простым определением: «система» – это совокупность улов и связей между ними. Такое определение может показаться сухим, но, как мне думается, оно включает в себя ту основу, которая нам, инженерам, необходима для понимания природы зернистой среды. На первый взгляд, как может показаться, слой зернистого материала это совокупность частиц расположенных друг относительно друга хаотическим образом. Дважды высыпав один и тот же щебень из ведра мы не сможем получить одинаковую структуру слоя. Но, если предположить, что мы создадим идеальные условия в двух случаях в части одинакового расположения частиц в ведре, одинаковой интенсивности высыпания щебня, высоты ссыпания и т.д. то мы получим одинаковую структуру в обоих случаях. Кстати это легко можно смоделировать в программе Универсальный Механизм. Так вот к чему я веду – если мы учтем все нюансы условий окружающей среды и выполняемого эксперимента, мы сможем раз за разом получать одинаковую структуру зернистой среды при повторных высыпаниях щебня из ведра. Очевидно, возникает резонный вопрос – «а нужна ли такая точность?», но, сейчас не об этом. Даже в хаотическом расположении частиц в слое щебня есть порядок, и этот порядок определяется условиями нашего эксперимента. Частицы - это узлы, а связи между ними – это условия эксперимента.

Предлагаю рассмотреть еще один наглядный пример того что же такое «система». Недавно я сделал наблюдение при движении по известной в Санкт-Петербурге кольцевой автодороге (КАД). Движение автомобилей по КАД с первого взгляда можно представить хаотическим не подлежащим никакому объяснению – каждый едет как хочет и с какой хочет скоростью. Но, если присмотреться мы увидим другую картину данного события. Когда я двигался со скоростью чуть выше, чем средняя скорость у автомобильного потока я заметил что автомобили едут группами. Для примера приведу фотографию магистрали и движущихся по ней автомобилей (рис. 1) Фотография является первой попавшаяся из интернета.

Рис. 1 – движение автомобилей по развязке
Очевидно, что в хаосе автомобильного движения по магистрали есть порядок, обусловленный различными факторами – количество полос движения, качества дорожного покрытия, особенностей национальной езды и т.д. Узлы - это автомобили, а связи между узлами - это факторы, влияющие на структуру потока автомобилей.
В обоих примерах присутствует «причинно-следственная связь», влияющая на исход события. Подобных примеров в нашей жизни достаточно много, но, это уже из разряда философии….

Основной идеей данной заметки является то, что без учета системного подхода невозможно выявить достоверные характеристики исследуемого объекта, например, слой песка под действием динамической нагрузки от колеса автомобиля. Ведь уменьшив масштаб данной задачи и взглянув на нее с точки зрения «причинно-следственной связи» мы перейдем к решению более глобальной задачи с другими правильно подобранными исходными данными. Только в этом случае нам удастся получить более достоверный результат.

С уважением,
Андрей Мошенжал
Страницы: 1
Ответить
Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить файлы
Отправить Отменить
 






Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика