Санкт-Петербург +7 (812) 309-81-18        





Техническая поддержка «Миаком Инжиниринг»

Классификация геоматериалов (ГОСТ)

Обсуждаемые темы:


Поиск  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: 1
Ответить
RSS
Классификация геоматериалов (ГОСТ), статья с сайта Автодор Инжиниринг
 
Оригинал статьи: http://avtodor-en.ru/?p=1934
Обсуждается одновременное существование на законных основаниях трех видов классификаций геосинтетических материалов.

ГЕОСИНТЕТИКА: непрошеные ГОСТы
Применение геосинтетики за три года повысилось на 30%, хотя рост сдерживается неинформированностью дорожников о преимуществах новых материалов, высокими ценами, а также проблемами в нормативной базе. Беспокойство вызывает и несформированность пула компетентных лабораторий, а также отсутствие реестра добросовестных производителей. Эти вопросы были обсуждены на III Межотраслевой конференции «Геосинтетические материалы в дорожном строительстве. Актуальные вопросы 2015».
Одним из главных результатов развития отрасли, по словам генерального директора «Сибур Геосинт» Ю.С. Румянцевой, стало импортозамещение на рынке геосинтетики. А в отношении стандартизации, которая является каналом про- движения передовых зарубежных практик, мы развиваемся со скоростью «пятилетка в один год». В прошлом году геосинтетика использовалась на 55 участках федеральных дорог, с нею работали 14 ФКУ, инновационных мате- риалов было закуплено на сумму почти в миллиард рублей. «Более 70% территории страны — равнины и низменности, в том числе болотистая местность. Применение геосинтетических материалов для нас особенно важно, поскольку такая земля геологи- чески подвижна», — отметил по этому поводу И.Г. Астахов. Рынок консолидируется и вырабатывает последовательную стратегию продвижения отечественного продукта, определяя порядок применения геосинтетики на принципах наилучшего технического решения. Вызывает уважение миссия компании «Сибур» по наведению порядка в отрасли, выявлению фальсификата и созданию общеотраслевой системы контроля качества. В прошлом году лидеры нефтехимии с этой целью подписали соглашение ФДА — «Сибур» — «Газпром нефть». В этом же поле будет действовать комплексная программа на 2015–2020 гг. по композитам.
ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД КОРОЛЕЙ
Геосинтетика завоевывает рынок, а вместе с ней приходят и стандарты. Еще не снято напряжение в профессиональном сообществе по поводу ГОСТ 9128-2013 по смесям асфальтобетонным и полимерасфальтобетонным, подготовленного ТК 465 «Строительство», и вот уже грядет новая волна недоумения из-за стандартов по геосинтетике за авторством того же техкомитета. Нет нужды говорить о том, что симпатии игроков рынка в вопросах техрегулирования на стороне Минтранса с его Росавтодором и ГК «Автодор», что подтвердил и советник заместителя председателя правления компании «Сибур» Ю.А. Китаев, тем не менее баталии с ТК 465 «Строительство» не утихают. Сочетая дипломатию и точность нюансировки в своих отраслевых интересах, придется противостоять коллегам из параллельного технического комитета. Пытаться просто проигнорировать эти стандарты не получится в силу того, что на местах будут путаться в нормативном хаосе. «Придется жестко отстаивать формальные позиции, чтобы каждый занимался своим делом. Нельзя создавать параллельные стандарты и сквозь пальцы смотреть на то, что непрофильный комитет, не обладая необходимыми компетенциями, вбрасывает непригодные документы в среду проектировщиков. К сожалению, на местах шансов понять, что происходит, нет. Если участники рынка, независимо от масштаба — «Сибур» или маленькое ООО в 10 человек, будут письменно выражать свою позицию, направив ее, как минимум, в Росстандарт, все встанет на свои места. Публичное обсуждение со всем рынком оппоненты не выдерживают, потому что за подобным нормотворчеством нет профессиональной позиции», — высказал свое мнение модератор встречи Н.В. Быстров.
МУШКЕТЕРЫ ПРОТИВ ГВАРДЕЙЦЕВ КАРДИНАЛА
Как видят геосинтетические материалы в чужом лагере, показали 6 стандартов, которые вышли под сурдинку, без широкого обсуждения с дорожниками. Это ГОСТ 32490-2013 «Материалы геосинтетические. Метод оценки механического повреждения гранулированным материалом под повторяемой нагрузкой», ГОСТ 32491-2013 «Материалы геосинтетические. Метод испытания на растяжение с применением широкой ленты», ГОСТ 32804-2014 «Материалы геосинтетические для фундаментов, опор и земляных работ. Общие технические требования», ГОСТ 33067-2014 «Материалы геосинтетические для туннелей и подземных сооружений. Общие технические требования», ГОСТ 33068-2014 «Материалы геосинтетические для дренажных систем. Общие технические требования», ГОСТ 33069-2014 «Материалы геосинтетические для защиты от эрозии (береговая защита). Общие технические требования». По введенному как национальный стандарт с 1 января этого года межгосстандарту ГОСТ 32490-2013 (ТК 465), модифицированному по отношению к ISO 10722:2007, в качестве гранулированного материала под повторяемой нагрузкой должен быть применен спекшийся оксид алюминия 5–10 мм. Только где его взять и сколько это будет стоить, если везти из Европы? Приемлемой для нас альтернативой по ГОСТ Р 56336-2015 (подготовлен ТК 418 «Дорожное хозяйство») является гранитный щебень. Испытание в щебне, которое также закреплено в ОДМ по методикам испытаний, более реально моделирует поведение ГМ в конструкции. Следующий документ, подготовленный ТК 465, — ГОСТ 32491-2013 — выступает досадным паллиативом ГОСТ Р 55030- 2012 от ТК 418.
В остальных четырех стандартах, разработанных ТК 465, требования к геосинтетике регламентированы только по двум показателям, другие 8 показателей не нормированы, указаны только методы испытаний. В них устанавливается прочность при растяжении — 40 кН/м, удлинение при максимальной нагрузке не более 13%. Как пояснил генеральный директор ООО «Мегатех инжиниринг» А.Н. Девятилов: «Полиэфир и спиртовая группа поливинила это выдержат, а полипропилен уже под вопросом. При этом аналогичная методика дорожников в ОДМ и ГОСТ Р, подготовленном ТК 418 и введен- ном в этом году, более подробна и адаптирована к российской реальности. Так, прочность при растяжении для дренирования не 40 кН/м, у нас она 5 кН/м, а зачем для дренирования использовать полотно нетканое?». ТК 465 произвел на свет третью классификацию геосинтетических материалов — ГОСТ 33069-2014, притом что дорожники их опередили, выпустив двумя годами ранее ГОСТ Р 55028-2012, более подробный и точный. А.Н. Девятилов прокомментировал различия. Например, по ГОСТ 33069-2014 геосинтетические материалы классифицируются по типу (природе объекта), классу (технологическим особенностям и макроструктуре), виду (конкретной реализации технологии, обуславливающей особенности строения объекта). По ГОСТ 33069-2014 классификация основана на виде и основных эксплуатационных характеристиках. Кроме того, геоматы определяются как текстильные изделия, тогда как есть материалы, получаемые методом экструзии, т.е. продавливания. В этом смысле ГОСТ Р 55028-2012 дает более точную формулировку геоматов как «материалов из полимерных мононитей и/или других элементов (синтетических или природных), скрепленных механическим, термическим, химическим или иными способами». По ГОСТ 33069-2014 видов ГМ всего 5, по ГОСТ Р 55028-2012 их 33, в перечень входят геополотно, геооболочка, геосотовый материал и т.д. Есть серьезные расхождения по функциям. Например, в ГОСТ Р 55028-2012 их 8, к ним относится также защита от эрозии. А в ГОСТ 33069-2014 список функций неприлично короток: армирование, разделение и фильтрация. Кстати, ТК 465 — единственный техкомитет, который возглавляется не просто органом исполнительной власти, а непосредственно министерством, и, по-видимому, без достаточно действенного канала связи с профессиональным сообществом.
ДОЛОЙ СТАРЫЕ ОДМ!
Как пояснил И.Г. Астахов, контроль качества геосинтетических материалов при строительстве, реконструкции и капремонте идет в соответствии с Поручением ФДА № ИГ-1/49 от 02.12.14. Основным посылом Поручения является обязательное требование со стороны заказчика о предоставлении протоколов испытаний с присвоенными коэффициентами долговечности на продукцию по ОДМ 218.2.047- 2014 «Методика оценки долговечности…» и выборочный лабораторный контроль поступающих партий. Каждому испытанию согласно определенному стандарту присваивается коэффициент долговечности. Основные испытания идут по морозостойкости, устойчивости к агрессивным средам, микроорганизмам, механическим повреждениям и устойчивости сварочных швов. Об этом подробнее рассказал А.Н. Девятилов. В августе 2014 г. после публичного обсуждения был принят ОДМ 218.2.046-2014 «Рекомендации по выбору и контролю качества…», содержащий алгоритм выбора ГМ с обозначением областей применения (в дорожной одежде или земляном полотне с дальнейшей детализацией по конструктивным слоям) и выполняемых функций: армирование, разделение, фильтрация, дренирование, борь
ба с эрозией, гидроизоляция. Документ относится практически ко всему спектру материалов: геопластмассам, геокомпозитам, геотекстилю. В ОДМ также обозначены сырье и классы прочности при растяжении. Кардинальных изменений этого документа не будет, но возможны отдельные коррективы и дополнения, из-за того что в 2015 г. вышли ГОСТ Р 56335-2015 «Метод определения прочности при статическом продавливании», ГОСТ Р 56336-2015 «Метод определения стойкости к циклическим нагрузкам» и ГОСТ Р 56337-2015 «Метод определения прочности при динамическом продавливании». Лабораторные испытания проводятся по 11 показателям, но не для каждого ГМ, а применительно к определенной функции и материалу. В ОДМ 218.2.047-2014 регламентированы 7 коэффициентов по долговечности.
Натурные полевые испытания проводятся с имитацией механических повреждений, оценивается также устойчивость к атмосферному воздействию (пока эта методика не нашла своего отражения в ГОСТ Р или отдельном ОДМ), агрессивным средам (сейчас готовится предстандарт, который акцентирует основные положения ОДМ) и к микробиологическому разрушению закапыванием в землю (аналогичный ПНСТ также находится в работе, предложения можно направить в ТК 418). В ОДМ 218.2.047-2014 введены обязательные, дополнительные и нерегламентированные испытания. Даются рекомендации по выбору коэффициентов запаса для оценки долговечности тех материалов, которые не прошли испытания по 7 коэффициентам. Кстати, в Европе, которая может игнорировать морозостойкость, а также объединяет некоторые факторы разрушения, их на 2 меньше. Коэффициенты были результатом двухлетнего опыта испытаний различных видов ГМ, при этом наряду с западной продукцией наши разработчики протестировали массу китайской. С 2013 г. введено в действие 12 стандартов на ГМ, 6 документов начинают действовать с 1 июня. Четыре из них определяют методы оценки качественных характеристик, на очереди — стандарты по применению геосинтетики для разделения слоев из минеральных материалов и определению устойчивости к микробиологии. С чего все начиналось, рассказал заместитель председателя ТК 418 «Дорожное хозяйство» Е.Н. Симчук. До 2010 г. действовали 4 противоречивых ОДМ, решающих узкоспециализированные задачи. Отправной точкой создания фонда нормативных документов стало утверждение двух ключевых ОДМ: на термины и методики испытаний. На их основе был разработан комплекс ГОСТ Р, включая ГОСТ Р 55028- 2012 на термины. Потом был ГОСТ Р 55029-2012 по армированию, поскольку первый опыт применения ГМ отрабатывался именно на этом конструктивном слое.
2012 г. принес комплекс стандартов ГОСТ Р 55030-2012 по оценке прочности при растяжении, ГОСТ Р 55031-2012 по устойчивости к ультрафиолету, ГОСТ Р 55032-2012 по устойчивости к многократному замораживанию и оттаиванию, ГОСТ Р 55033-2012 по гибкости при отрицательных температурах, ГОСТ Р 55034-2012 по определению теплостойкости для армирования и, наконец, ГОСТ Р 55035-2012 по оценке устойчивости к агрессивным средам. С 1 июня вступили в действие ГОСТ Р 55338-2015 по ГМ для армирования нижних слоев основания и ПНСТ 20-2014 по ГМ для дренирования, а также ГОСТ Р 56337-2015 с испытанием падающим конусом, ГОСТ Р 56335-2015 (статическое продавливание), ГОСТ Р 56339-2015 (ползучесть), ГОСТ Р 56336-2015 (циклические нагрузки). На обсуждение сообщества Е.Н. Симчуком был предложен вопрос об отмене трех ОДМ, поскольку их нормативы уже прописаны в новых ГОСТ Р. Это Методические рекомендации по армированию рулонными базальтоволокнистыми материалами (Распоряжение №ОС-333-р Росавтодор 11.09.2001), ОДМ 218.5.001-09 по применению геосеток и плоских георешеток для армирования асфальтобетонных слоев и ОДМ 218.5.005-2010 по классификации ГМ. На очереди по отмене стоит ОДМ 218.5.006- 2010 по методикам испытаний в зависимости от области применения, поскольку по этой теме готовится комплекс ПНСТ. ОДМ 218.3.032-2013 по геосотам также ждет актуализация с учетом вновь разработанных стандартов. Кроме того, по ГМ готовятся ОДМ по расчетам конструкций дорожной одежды, ОДМ по расчетам насыпи на слабых грунтах основания, ОДМ по расчетам армогрунтовых конструкций и подпорных стенок. Альбом типовых дорожных конструкций с применением ГМ пока находится на рассмотрении в Росавтодоре, и ожидаемая дата принятия неизвестна. Е.Н. Симчук пригласил экспертов принять участие в разработке национальных стандартов, устанавливающих требования к геосинтетике для укрепления откосов — борьбы с эрозией, а также для фильтрации, гидро и теплоизоляции. С завершением этой работы все нормы по функциональным назначениям ГМ будут закрыты. Правда, по мнению членов ТК 418, еще не хватает последней методики испытаний на определение водопроницаемости ГМ — это интересный и важный показатель, который тоже надо обработать. В заключение зампредседателя ТК 418 сказал, что поступает много предложений по актуализации ГОСТ Р 55030-2012 — основному документу по методу определения прочности при растяжении. Ведется мониторинг замечаний и наработка статистических данных.
ПОЛЗУЧЕСТЬ — ЭТО НЕ ЛЕТУЧЕСТЬ
Согласно Постановлению Правительства № 468 от 2010 г. «О порядке проведения строительного контроля», в обязанность подрядчика вменяется входной контроль материалов в соответствии с техрегламентом и проектно-сметной документацией. Объем и продолжительность операционного контроля на объекте подрядчика вызывает много вопросов. Подрядчик должен принимать материалы в соответствии с подтверждающими документами производителя, а также отдавать материалы в лабораторию, а мало какая из них способна произвести весь комплекс испытаний. Далее наиболее длительные испытания потребуют 8 месяцев. Это невыгодно заказчику, проще отказаться от применения геосинтетики, чем тормозить строительство объекта. «Кто будет ждать, когда придет подтверждение, что можно укладывать?» — часто задаваемый с сожалением вопрос. В частности, подрядчики проявляют беспокойство по поводу оценки ползучести ГМ. А вот ответ А.Н. Девятилова: «Движение началось с декабря, а кто мешал 2 года назад? Максимально длительное испытание на прочность занимает 8 месяцев, биология — 120 дней, химия — 72 часа. Основные коэффициенты можно получить в течение 3-4 месяцев. Окончательный отчет формируется на восьмой месяц». Что по этому поводу думает регулятор, выразил Н.В. Быстров: «Компромиссов по длительности не будет». Ползучесть — испытания с черепашьим ходом. Сам физический смысл этого явления (деформация твердого тела под воздействием постоянной нагрузки) указывает на то, что оценить ГМ скоростным методом невозможно. А вот народных умельцев из гаража, желающих продать то, что обладает кратковременным свойством, пруд пруди. Подобные предприятия в области геосинтетики дороги не украсят, решения проектировщика с заказчиком надо принимать заблаговременно. «У нас будут, как и во всем мире, полномасштабные испытания, которые оценивают длительное поведение материалов в дорожной конструкции», — закрыл тему модератор.
ПРОКОЛЫ И ПРОТОКОЛЫ
Строительный контроль ведется для того, чтобы не допустить к приемке работы, выполненные с нарушением норм, заложенных в проектной документации, где, в свою очередь, должны быть указаны конкретные технические требования со ссылкой на действующие стандарты. О том, как контролируется геосинтетика на объектах ГК «Автодор», рассказал заместитель генерального директора ООО «Автодор — инжиниринг» В.Л. Мартинсон. Были приведены примеры некорректных проектных решений и неправильно оформленной исполнительной документации: паспортов, протоколов и идентификационных бирок. Теперь в ГК «Автодор» будут создаваться регламенты контроля качества геосинтетических материалов, в которые будет включаться перечень документов, обязательных для исполнения контракта. Прецедент уже имеется: в марте это было сделано для одного из участков автодороги Москва — Санкт-Петербург. Тему того, с какими ошибками: непониманием или намеренными попытками уйти от применения нормативных документов по геосинтетике — сталкивается ГК «Автодор» при взаимодействии со своими подрядчиками, продолжил Н.В. Быстров. Это прежде всего ссылка подрядчиков на технический паспорт зарубежного производителя, ряд показателей в котором не соответствует российским стандартам, с апелляцией к нормам ISO и EN. При этом приводимые международные и европейские стандарты, не введенные прямым образом на нашей территории, касались методов испытаний, но ни один не регламентировал уровня требований. Другой способ словчить заключался в том, чтобы прикрыться сертификатами на некие программные продукты, пусть и подтвержденные в системе ГОСТ Р. При этом в списке нормативных документов, по которым оценивали программный продукт, не было ни одного документа на уровне ОДМ Росавтодора или национального стандарта, созданного в последние 5 лет. Единственным документом, вызвавшим профессиональное уважение, было Пособие по проектированию на слабых грунтах, утвержденное Минтрансом аж в 2003 г. Чтобы дополнить неглубокие знания как проектного сообщества, так и подрядчиков о колоссальных изменениях, которые произошли в нормативной базе по геосинтетике, ведется разъяснительная работа. Достоянием отрасли стал старт обучения по трем программам, утвержденным одновременно обоими регуляторами, — по техрегулированию, геосинтетике и асфальтобетону.

По материалам сайта http://avtodor-en.ru/?p=1934
Страницы: 1
Ответить
Читают тему
Форма ответов
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Загрузить файлы
Отправить Отменить
 






Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика